Положение об аттестации обучающихся МОУ ДОД «РЦДОД»

Данное положение регулирует правила проведения аттестации обучающихся, в соответствии с требованиями дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования детей, (далее программ) к оценке знаний, умений и навыков в предметной деятельности. Положение разработано на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об учреждениях дополнительного образования детей, и в соответствии с Уставом Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районный центр дополнительного образования детей» (далее МОУ ДОД «РЦДОД»).

Аттестация обучающихся МОУ ДОД «РЦДОД» рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.

 I. Общие положения

  1. 1. Аттестация– это оценка уровня и качества освоения обучающимися программ в конкретной предметной деятельности.
  2. 2. Цель аттестации – выявить исходный, текущий, промежуточный и итоговый уровень развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам программ.
  3. 3. Задачи аттестации:
    — определение уровня теоретической подготовки обучающихся, выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в соответствии с программами.
    — проведение анализа реализации программы объединения обучающихся;
    — соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы;
    — выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации  программы.
  1. 4. Виды аттестации: входной контроль, текущая, промежуточная и итоговая.

Входной контроль (предварительная аттестация)  – это оценка исходного уровня знаний  и умений обучающихся перед началом образовательного процесса.

Текущая аттестация – это оценка качества освоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.

Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися содержания конкретной программы  по итогам учебного периода  (полугодия, года обучения).

Итоговая аттестация – это оценка уровня достижений обучающихся по завершении всего образовательного курса, заявленных в  программах МОУ ДОД «РЦДОД».

  1. 5. Принципы аттестации. Аттестация обучающихся МОУ ДОД «РЦДОД» строится на следующих принципах:

— учет  индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
— адекватность специфики детского объединения обучающихся  к периоду обучения;
— свобода выбора педагогом методов и форм оценки результатов знаний, умений и   навыков обучающихся;
— открытость результатов для педагогов и родителей.

  1. 6. Функции аттестации. В образовательном процессе обучающихся МОУ ДОД «РЦДОД» аттестация выполняет целый ряд функций:

а) учебную, так как создает дополнительные условия для обобщения и осмысления обучающимся полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков;
б) воспитательную, так как является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребенка;
в) развивающую, так как позволяет детям осознавть уровень их актуального развития и определять перспективы;
г) коррекционную, так как помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса;
д) социально-психологическую, так как дает каждому обучающемуся возможность пережить «ситуацию успеха».

  1. 7. Содержание и формы проведения аттестации. Формы и критерии оценки результативности образовательного процесса.

а) Содержанием аттестации является: вводный, текущий, промежуточный и итоговый виды аттестации;

Вводный контроль (предварительная аттестация) – начальный уровень знаний, умений, навыков обучающихся по данному предмету;
текущий – содержание изученного текущего программного материала;
промежуточный —  содержание образовательной программы определенного года (этапа) обучения;
итоговый – содержание всей образовательной программы в целом.

б) Формы проведения аттестации определяются самим педагогом в его программе таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам программы. В зависимости от предмета изучения формы проведения аттестации могут быть следующие:  собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные занятия, практические работы, зачеты, выставки, отчетные концерты,  спортивные соревнования, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады,  спектакли, итоговые занятия, экзамен, концертное прослушивание, защита творческих работ и проектов, представление видео- или слайд – фильмов,  и т.д., а результативность показателей определяется одним из трех уровней: высокий, средний, низкий.

Критерии оценки результативности не должны противоречить следующим показателям: высокий уровень – успешное освоение обучающимся более 70% содержания  программы, подлежащей аттестации (от 8 до 10 баллов); средний уровень – успешное освоение обучающимся от 50% до 70% содержания программы, подлежащей аттестации (от 4 до 7 баллов); низкий уровень – успешное освоение обучающимся менее 50% содержания программы, подлежащей аттестации (от 1 до 3 баллов).

Критериями оценки результативности обучения обучающихся также являются:

— критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии;
— критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания;
— критерии оценки уровня развития и воспитанности детей: культура организации практической деятельности: культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.

II. Организация процесса аттестации

  1. Аттестация обучающихся проводится три раза в учебном году: вводный контроль – сентябрь, промежуточный – январь, итоговый – май. Для объединений обучающихся, реализующих долгосрочные образовательные программы (2,3,4 года обучения) и не завершивших курс обучения в данном учебном году, в апреле, мае проводится промежуточная аттестация.
  2. За месяц до проведения промежуточной или итоговой аттестации по завершению учебного года педагог должен в письменном виде предоставить администрации МОУ ДОД «РЦДОД» график проведения промежуточной или итоговой аттестации. На основании представленных заявок, не позже чем за две недели, составляется общий график проведения промежуточной или итоговой аттестации обучающихся, который утверждается директором и доводится до сведения всех педагогических работников.
  3. Для проведения итоговой аттестации педагог готовит пакет документов, включающий в себя:
    — используемый в работе различный проверочный диагностический инструментарий (экзаменационные билеты, тесты, вопросы викторин, творческие задания, концертные программы и т.д.);
    — лист участия детей в соревнованиях, конкурсах, выставках, концертах.По согласованию с педагогом объединения выпускник выбирает подходящую для него форму проведения итоговой аттестации.
  1. Форма протокола для аттестации (Приложения № 1) является обязательной для всех педагогов.
  2. Проведение аттестации обязательно для обучающихся и педагогов. Она осуществляется самим педагогом и оформляется в виде протоколов по каждой учебной группе (объединению), которые сдаются педагогом методисту. При необходимости для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся приказом директора формируется аттестационная комиссия (не менее трех человек), в состав которой могут входить методист, педагоги дополнительного образования. Педагог дополнительного образования детей, чьи обучающиеся проходят аттестацию, в состав аттестационной комиссии не включается.
  3. Если обучающийся в течение учебного года добивается успехов на внутренних или внешних профильных мероприятиях (конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.), то он считается аттестованным и освобождается от этой процедуры. Соотнесение уровня успешности обучающегося с уровнем аттестации осуществляет педагог совместно с методистом.
  4. Протоколы аттестаций хранятся в течение всего срока действия образовательной программы, и еще три года после ее реализации.
  5. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ об окончании обучения по определенной программе.
  6. Документ выпускника является свидетельством успешного прохождения и окончания изучения одной из программ.
  7. Документы, удостоверяющие успешное прохождение и завершение обучения по образовательным программам, утверждает методический совет.

СВИДЕТЕЛЬСТВО выдается выпускникам, успешно окончившим трех – четырехгодичное обучение.

УДОСТОВЕРЕНИЕ выдается выпускникам, успешно завершившим программу одного, двух лет обучения.

  1. Данные о выдаче документов заносятся в журнал учета выданных выпускных документов.
  2. Всем документам присваивается регистрационный номер.
  3. Бланки свидетельств, удостоверений заполняются от руки четким почерком педагогом объединения, заверяются печатью учреждения, подписью директора и педагога.
  4. Выдача выпускникам документов производится директором учреждения в торжественной обстановке.
  5. Выпускникам, не прошедшим итоговую аттестацию, может быть выдана справка об обучении в МОУ ДОД «РЦДОД».

III. Анализ результатов аттестации

 Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся детских анализируются методической службой.

  1. Направления анализа результатов аттестации обучающихся:

— уровень теоретической подготовки  в конкретной образовательной области; степень сформированности практических умений и навыков детей в соответствии с программой;
— полнота усвоения программы обучающимися;
— соответствие прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы;
— выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации программы;
— необходимость внесения корректив в содержание и методику образовательной деятельности  объединения обучающихся.

  1. Параметры подведения итогов:

— уровень знаний, умений, навыков учащихся (высокий, средний, низкий);
— количество воспитанников, полностью освоивших программу, освоивших программу в необходимой степени (количество и проценты);
— совпадение прогнозируемых и реальных результатов в образовательном и воспитательном процессе (совпадают полностью; совпадают в основном);
— перечень основных причин неосвоения детьми программы; перечень факторов, способствующих успешному освоению программы;
— рекомендации по корректировке образовательной программы, изменению методик и форм преподавания.