Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на земле»

Положение о районном этапе Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на земле»

Приказ директора МОУ ДО «РЦДОД» о проведении Конкурса

Районный этап Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на земле» (далее Конкурс) проводится муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования детей» (далее МОУ ДО «РЦДОД»). 

1. Цели и задачи Конкурса:

1.1. Формирование экологической культуры, включающей экологические знания, навыки, ценностные ориентации, необходимые для решения проблем устойчивого развития человеческого общества в единстве с природой;

1.2. Приобщение учащихся к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному обращению с объектами и явлениями окружающего мира.
1.3. Формирование навыков исследовательской деятельности.
1.4. Развитие у подростков чувства причастности к решению экологических проблем. 

2.  Участники Конкурса:

2.1. Учащиеся образовательных организаций муниципального образования «Усть-Илимский район».

 3. Сроки проведения Конкурса:

3.1. Конкурс проводится с 12 декабря 2016 г. по 16 января 2017 года.
3.2. Прием работ на Конкурс проводится до 16 января 2017 года.
3.3. Подведение итогов осуществляется до 23января 2017 года.

4. Номинации Конкурса

4.1. Экологические проблемы родного края

«Кто избавился от излишеств, тот избавился от лишений» И. Кант

Включает проекты по изучению состояния природных сообществ, изменений, связанных с действием человека. Анализ влияния экологической обстановки на качество жизни и здоровье населения; пути оздоровления экологической ситуации в городе. Изучение качества воздуха, воды, почвы, организация мониторинга экологического состояния среды города, составление экологического паспорта района (микрорайона), школы, квартиры.

Рекомендации по тематике возможных исследований

  • Растения в городе.
  • Проблемы содержания домашних животных в городе.
  • Мониторинг общественного мнения (социологические исследования) относительно экологической обстановки в городе.
  • Оценка потребления воды дома, в школе, на предприятиях, разработка рекомендаций по сокращению расходов воды.
  • Утилизация отходов различных производств вашего района: анализ ситуации, описание используемых на производстве способов утилизации отходов, предложение новых способов утилизации. Оценка эффективности работы очистных сооружений.
  • Оценка эффективности утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в вашем населенном пункте. Проводится ли раздельный сбор ТБО?
  • Оценка энергопотребления и потерь энергии дома, в школе. Выработка рекомендаций по экономии энергии.
  • Разработка проектов экологически безопасного и экономически выгодного крестьянского хозяйства применительно к условиям конкретного села.
  • Прогноз и предложения по развитию маленьких деревень на основе результатов собственных исследований. 

4.2. Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем

Номинация объединяет проекты, связанные с исследованием проблем, обусловленных ростом численности населения, возрастающим давлением промышленности на природные системы, проблем изменения климата, дефицита природных ресурсов, сохранения биоразнообразия на планете, всеобщего загрязнения и т.п. Важно помнить, что экологические проблемы накапливаются и решаются на местном уровне. Но эти решения должны приниматься с учетом глобального фона, цикличности природных явлений и эволюционных процессов. Не случайно лозунгом ЮНЕП стал девиз «Думай глобально, решай локально».

Рекомендации по тематике возможных исследований

  • Организация экологического мониторинга природных экосистем; формирование комплексной картины состояния экосистем в свете глобальных изменений природной среды.
  • Анализ воздействия человека на экосистемы и их компоненты; снижение негативных последствий человеческой деятельности.
  • Биоразнообразие как критерий динамики состояния экосистем.
  • Изменения в экосистемах за последние годы и десятилетия и их причины, сравнение результатов собственных наблюдений с историческими сведениями.
  • Восстановление утраченных и деградирующих компонентов особо охраняемых природных территорий, их защита от антропогенных воздействий.
  • Изменения в строении и образе жизни животных и растений, вызванные антропогенными воздействиями.
  • Роль пионерных и климаксных видов растений и животных и процессах восстановления экосистем.
  • Интродукция и инвазия чужеродных видов в экосистемы и их взаимоотношения с аборигенными видами.
  • Редкие и вымирающие организмы, способы их эффективного сохранения.

 4.3. Этнографические исследования

Формированию сообщества высоконравственных, обладающих высокой культурой и образованием людей способствует обращение к вековому опыту, к ценнейшим культурным традициям, выработанным многими поколениями. Изучение этих традиций – удел этнографии.

Рекомендации по тематике возможных исследований

  • Организация жизни и быта жителей населённого пункта в прошлом и настоящем: тип населённого пункта, история его создания и заселения; пространственная организация (поселения близ рек, озер, лесов, гор и др.), улицы, особенности их расположения, характер дорог; жилые дома, их экстерьер и декор, интерьер жилых домов, планировка, предметы мебели и домашнего обихода.
  • Социальное устройство населенного пункта, структура общины, распределение обязанностей в ней по половым и возрастным признакам, взаимоотношения жителей, принятые нормы поведения, межличностные отношения, взаимопомощь; этнический состав населения.
  • Занятия населения:
  • сельскохозяйственные работы, их организация и распределение, положительный опыт землепользования, традиции по сохранению экологически чистой среды, вводимые новации, их польза или вред;
  • присваивающие промыслы: охота, рыболовство, сбор и заготовка даров леса, их использование в быту (пища, медицина), строительстве и ремеслах;
  • домашние ремесла, их описание и характеристика; использование местных природных материалов, способы заготовки, обеспечение сохранности и воспроизведения природных ресурсов;
  • народные художественные промыслы: традиционные для данного региона и вновь привнесенные, художественные и технологические приёмы, характер и смысл мотивов орнаментов прикладного искусства, отражение в них элементов окружающей природы, лучшие мастера и их работы.
  • Народный костюм. Состав костюма, его художественные особенности, социальная и возрастная принадлежность.
  • Семья. Организация семейной жизни, взаимоотношения в семье. Семейные праздники, традиционные обряды, связанные с жизнью в семье (крестины, свадебный обряд, погребение умерших). Воспитание детей, принципы народной педагогики; детские игры и игрушки; колыбельные песни, дразнилки, поддевки.
  • Духовная культура. Поверья, обряды, обычаи; исповедуемая религия.
  • Земледельческий календарь: главные календарные праздники, их содержание, сценарии, участники, место и время проведения; обряды, совершаемые в ходе праздника; фольклор, входящий в контекст праздника.
  • Особенности лексики и диалектологии. Топонимика и ономастика; местные легенды и сказания, связанные с названиями природных объектов; составление словаря местных названий природных объектов и их анализ.
  • Историко-культурные заповедники. Ландшафты и связанные с ними исторические события, традиции и природопользование местного населении, жизнь и творчество знаменитых личностей.
  • При выполнении проектов важно не ограничиваться сбором и анализом литературных данных, предусмотреть общение со старожилами, непосредственное знакомство с изделиями народного творчества

 4.4. Первые шаги в экологии

В этой номинации могут участвовать дети дошкольного и младшего школьного возраста (1-3 классов). Приветствуется участие семейных коллективов.

Один из вариантов тематики работ, выполненных с участием детей не старше 10 лет – это проекты по экологическому мониторингу природной среды с помощью методов биоиндикации. Например:

  • Оценить пригодность для жизни растений почвы на разных участках доступной для ребенка территории. Одинаковые сосуды (емкости из-под кока-колы с обрезанным верхом) заполнить почвой, взятой с исследуемых участков (например, глина из соседнего карьера, песок из песочницы, земля с дачной грядки). Посадить одинаковые растения. Поместить в одинаковые условия. Обеспечить одинаковый уход. Следить за судьбой растений. Описать (сфотографировать, зарисовать) и обсудить результат.
  • То же самое сделать, оценив прорастание семян кресс-салата.
  • Оценить здоровье окружающей природной среды по степени нарушения симметрии листьев березы (детали методики можно найти на сайте «Ученые – детям»).
  • Исследовать степень заселенности почвы мелкими обитателями. С этой целью извлечь из образцов почвы, взятых на разных участках доступной для ребенка территории, мелких обитателей. Набрать в сосуд из-под кока-колы почву с грядки, из песочницы, из-под куста живой изгороди и т.д., перевернуть сосуд горлышком в прозрачную чашку (например, обрезанное на высоту 10 см дно другой емкости) и нагреть дно перевернутого сосуда (например, с помощью настольной лампы). Обсудить с детьми, откуда взялись в нижнем (обрезанном) сосуде мелкие существа, попытаться определить их названия и обязательно вернуть эти существа домой: на грядку или под куст.

Также можно представить выполненные с участием детей этого возраста проекты по таким тематическим направлениям:

  • «Живая аптека». Изучить, где на доступной для ребенка территории (в лесу, на лугу, на дачном участке) растут лекарственные растения. Вместе собрать и обработать лекарственные растения. Описать, какие части растений можно использовать и от каких болезней. Вырастить лекарственные растения в доме (каланхоэ, алоэ, красулутолстянку, традесканцию, бриофиллюм, календулу, мяту).
  • «А у нас во дворе». Во дворе есть природные объекты: деревья, кустарники, травы, цветы, насекомые, животные и птицы. Интересно выяснить вместе с ребенком, какие природные объекты живут в вашем дворе по воле человека, поинтересоваться, кто эти люди? Насекомые и птицы (во многих дворах и крыс можно увидеть иногда) появляются сами по себе. Хотя – птиц можно привлечь птичьими домиками. Есть ли они в вашем дворе? Есть ли поблизости от вашего двора место для выгула собак?
  • «Вода в доме».Изучить вместе с ребенком места в доме, где нужно использовать воду (кухня, ванная, туалет, поилка у птиц, домашние растения, аквариум). Выяснить, откуда и как вода попадает в дом, сколько ее нужно для той или другой цели и нужно ли воду предварительно готовить для использования. На какие домашние нужды используется вода? На что ее тратится больше всего и откуда берется вода в доме? Как дома следить за чистотой воды? Приготовить несколько сосудов с чистой и загрязненной (песком, тушью, мусором) водой, предложить ребенку оценить качество воды. Попробовать вместе с ребенком очистить воду: отцедить крупный мусор, осадить песок, отфильтровать (например, через слой ваты на дне воронки). Познакомиться с работой домашнего очистителя воды, если он есть. Оформить результаты наблюдений и исследований в виде отчета с фотографиями, рисунками, таблицами и текстами.
  • «Малыши и взрослые». Организовать наблюдение за развитием мальков в аквариуме, котят, щенят или птенцов (что окажется возможным). Описать, зарисовать, сфотографировать, как изменяется форма организмов при развитии? Как и когда малыши становятся похожими на родителей?
  • «Запасы». Изучить вместе с ребенком, какие хранятся в доме запасы пищи и в каких условиях. Описать вредителей домашних запасов и способы борьбы с ними. Описать судьбу испорченных запасов.
  • «Идем по плану». Составить вместе с ребенком план квартиры, а также карту-схему микрорайона и дачного участка. Обозначить на этих схемах места общего пользования и свою комнату, магазин, почту, детскую площадку, поликлинику и детский сад или школу. Изучить план посадки деревьев и кустарников на территории. Выяснить, какие правила помогают всем жить дружно в семье? В детском саду или школе? В микрорайоне?
  • «Упаковки». Собрать вместе с ребенком коллекцию разных упаковок. Описать их судьбу после первичного использования. Придумать вместе, как дать упаковкам вторую жизнь. Составить коллекцию таких вещей. Описать судьбу новых вещей, сфотографировать их и зарисовать.

 Требования к конкурсным материалам:

    • Все материалы на конкурс направляются в электронном виде.
    • Работа пишется на русском языке, шрифт Arialили TimesNewRoman, кегль 12, включая схемы, таблицы, графики, рисунки и фотографии, текст не должен превышать 30 страниц.
    • Материалы на конкурс направляются по электронной почте на адрес uircdod@mail.ru и должны содержать файлы, набранные или сохраненные в формате MSWordс расширением doc:
  • Заявку;
  • Исследование (проект).

6. Критерии оценки проектов:

  • Соответствие проекта заявленной теме, выбранной номинации и требуемой структуре изложения;
  • Комплексность, полнота и объем проведенного исследования;
  • Степень проработки исследований предшественников, учет полученных ими данных при обсуждении собственных результатов;
  • Обоснованность выбора использованных методов;
  • Грамотное и логичное изложение результатов;
  • Наличие фотоматериалов, отражающих работу автора (ов);
  • Обоснованность выводов и рекомендаций;
  • Степень творческого участия школьников в проведении исследований. 

7. Подведение итогов:

7.1. Оценку конкурсных работ проводит жюри Конкурса, формируемое из педагогов и администрации МОУ ДО «РЦДОД».

7.2. Победители по каждой номинации награждаются грамотами и их работы направляются для участия воВсероссийском конкурсе, все остальные участники получат сертификаты.

Контактная информация:
По вопросам организации Конкурса обращаться к методисту МОУ ДО «РЦДОД» Комковой А.С., тел.: 6-86-21

WordPress Lessons