Всероссийский конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

Приложение к приказу № 84 от 24 октября 201 7 г.

 

Положение о районном этапе Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

Районный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее – Конкурс) проводит МОУ ДО «Районный центр дополнительного образования детей».

  1. Цели и задачи Конкурса:

1.1. Воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, населяющих территорию Иркутской области;

1.2. Привлечение внимания детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта;

1.3. Развитие патриотического отношения к родной земле, поддержка чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействие духовной привязанности к ней;

1.4. Выявление и поддержка творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих взаимоотношения этноса и природной среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия;

1.5. Распространение этического отношения к природе, основанного на общечеловеческих и этноконфессиональных нравственных ценностях;

1.6. Развитие толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;

1.7. Содействие социальной адаптации и самоопределению детей и подростков путем их привлечения к деятельности по тематике Конкурса.

  1. Участники Конкурса

2.1. В Конкурсе могут принимать участие учащиеся образовательных организаций муниципального образования «Усть-Илимский район» в возрасте с 12 до 18 лет.

2.2. Допускается индивидуальное и коллективное участие.

  1. Сроки проведения Конкурса:

3.1. Конкурс проводится с 25 октября по 02 ноября 2017 года.

3.2. Прием работ на Конкурс проводится до 02 октября 2017 года.

3.3. Подведение итогов осуществляется до 03 ноября 2017 года.

  1. Содержание и порядок проведения Конкурса:

4.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:

Для обучающихся в возрасте с 14 до 18 лет:

  • Гуманитарно-экологические исследования (рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование);
  • Традиционная культура (рассматриваются работы по воспроизведению предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, а также отражающих природные объекты и явления, а также работы по сохранению и воспроизведению явлений нематериальной культуры – песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением);
  • Эколого-краеведческие путеводители (рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины, направленные на развитие сельского и экологического туризма).

Для номинаций Гуманитарно-экологические исследования, Традиционная культура, Эколого-краеведческие путеводители обязательно очное участие отобранных работ в рамках Региональной краеведческой конференции школьников «Байкальское кольцо – 2017» с 13-16 декабря 2017 г.

Для обучающихся в возрасте с 12 до 13 лет:

  • Живой символ малой родины (рассматриваются живописные и другие художественные работы (рисунки и др.) в которых авторы представляют «живой символ малой Родины» и письменное обоснование его выбора (сочинение), где требуется аргументировать его предпочтение — в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.);

4.2. В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:

  • история природопользования и охраны природы;
  • традиционное природопользование и окружающая среда;
  • природные промыслы, изделия из природных материалов;
  • природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, символике, орнаменте и др.;
  • природа в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);
  • сакральные природные объекты;
  • травы и иные природные средства в народной медицине;
  • экологические аспекты образования поселений;
  • природные и культурные достопримечательности при определении рекреационной значимости территории;
  • отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.

Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать ее свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.

4.3. Формы представления конкурсных работ:

  • учебно-исследовательская работа — в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»;
  • проекты – в номинации «Традиционная материальная культура;
  • путеводитель или описание маршрута, тропы – в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»;
  • художественная работа (рисунок и др.) и сочинение – в номинации «Живой символ малой родины».

4.4. Конкурсные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями (Приложение 1).

4.5. На Конкурс не допускаются работы:

  • не соответствующие тематике Конкурса (не связанные с изучением или сохранением культурного и природного наследия);
  • не соответствующие требованиям к оформлению конкурсных работ;
  • не соответствующие возрастной категории, к которой отнесена номинация (пункт 4.1.);
  • по которым выявлены признаки плагиата.

4.6. Работы, присланные на Конкурс, обратно не возвращаются. Поступление работ на Конкурс расценивается как согласие автора на их возможную полную или частичную публикацию с соблюдением авторских прав;

  1. Подведение итогов:

5.1. Оценку конкурсных работ проводит жюри Конкурса, формируемое из педагогов и администрации МОУ ДО «РЦДОД».

5.2. Оценка конкурсных работ проводится в соответствии с критериями (Приложение 2).

5.3. Лучшие работы по итогам оценки жюри будут награждены грамотами, остальные участники Конкурса получат сертификаты.

5.4. Работы победителей направляются на региональный этап конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос».

Контактная информация:

По вопросам организации Конкурса обращаться к методисту МОУ ДО «РЦДОД» Комковой А.С.

 

Приложение № 1

Требования к оформлению конкурсных работ 

Общие требования к конкурсным работам

1.1. Все текстовые материалы должны быть представлены на русском языке. Принимаются работы, отпечатанные набранные на компьютере, напечатанные на принтере. В приложениях возможно представление разборчиво написанного рукописного текста.

1.2. Листы конкурсных материалов должны быть надежно скреплены (степлером, в скоросшивателе и т.п.), страницы пронумерованы. Формат текстового материала — не более А4.

1.3. Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются (сверху вниз): название организации и объединения; тема работы; фамилия и имя автора(-ов), класс; Ф.И.О. (полностью) и должности руководителя работы и консультанта (если имеются); название населенного пункта и субъекта Российской Федерации; год выполнения.

  1. Требования к учебно-исследовательской работе

2.1. Структура учебно-исследовательской работы предусматривает:

  • титульный лист, на котором обязательно указываются: название образовательной организации, регион, и населенный пункт; название детского объединения; тема работы; фамилия, имя, отчество автора; класс; фамилия, имя, отчество, должность и место работы руководителя конкурсной работы (полностью) и консультанта (если имеется), год выполнения работы;
  • содержание с указанием глав и страниц;
  • введение с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования;
  • обзор литературы по теме исследования;
  • методика исследования — описание и обоснование методов сбора и обработки материала;
  • основная часть, в которой представлены результаты исследования и проводится их обсуждение;
  • заключение, содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации;
  • список использованных источников и литературы.

2.2. Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и др. иллюстративный материал может быть дан в основном тексте или в приложении к работе.

2.3. При использовании литературы источники указываются в конце работы (см. пункт 2.1.), а в тексте приводятся ссылки.

2.4. Картографические материалы должны иметь легенду, а также (как и любой другой иллюстративный материал) быть разборчивыми.

  1. Требования к путеводителю и эколого-краеведческому маршруту

3.1. Содержание данного материала должно представлять собой четкий рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.

3.2. Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным и содержать обозначение маршрута.

Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность.

В тексте могут раскрываться следующие вопросы:

  • история поселения(-й): возникновение, археология, топонимика, развитие;
  • природа края (географическое положение, рельеф, климат, растительность и животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и объекты, топонимика природных объектов);
  • сакральные природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);
  • население (численность, социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения, старожилы, интересные люди и т.п.);
  • основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство и др.);
  • традиции населения (фольклор, религия; духовная жизнь и досуг: праздники, гуляния, обряды и т.д.);
  • современность (экологические, социально-экономические, культурно-этнические и др. проблемы края, пути их решения).

3.3. Текст путеводителя составляется в свободной форме. Логика изложения может быть систематической (от природы к истории, культуре и современности), хронологической, географической (в порядке движения по маршруту) или иной. Подбор фактов, последовательность и форма их изложения – на усмотрение авторов. В начале или в конце путеводителя приводятся сведения о его апробации и использовании.

3.4. При использовании сведений из литературы или иных источников, ссылки на эти источники обязательны.

  1. Требования к работам номинации «Традиционная культура»

4.1. Проект должен состоять из двух разделов:

  • история вопроса (соответствует теме проекта), где раскрывается его актуальность, цель и задачи; описание особенностей (национального костюма, предмета быта, рукоделия, культа, песни, танцы, обряды, игры и др.), а также технологий;
  • практические результаты, где необходимо продемонстрировать практическую значимость содержания первого раздела проекта. Это может быть, проведение какого-либо праздника, обряда, игр и другое.

Натуральные экспонаты на федеральный (заочный) этап не принимаются.

  1. Требования к работам номинации «Живой символ малой Родины»

Под «живым символом» понимается объект живой природы (определенный вид животных и растений), характерный или уникальный для местности, в которой проживают участники Конкурса: «изюминка» родного села, города, района, области, края, республики.

Под понятием «животное-символ» подразумеваются виды насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Обычно в качестве символа выбираются птицы или звери.

Под понятием «растение-символ» подразумеваются виды низших и высших растений (как травянистых, так и кустарников и деревьев).

Авторы самостоятельно выбирают «живой символ».

Помимо представления живописной работы, авторы также должны приложить письменное обоснование выбора «живого символа», в котором требуется аргументировать именно его предпочтение (в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.).

Для участия в Конкурсе надо выбрать, изобразить и обосновать по одному животному и растению для каждой местности, где проживает участник Конкурса.

5.1. Работы по данной номинации представляются в виде художественного изображения животного или растения, являющегося живым символом той или иной территории, региона, населённого пункта. Это может быть рисунок, аппликация, эскиз, эмблема, герб и т. д. из любого материала.

5.2. От каждого участника или коллектива ожидается не более, чем по два рисунка

(художественной работы) и два обоснования-сочинения (животное-символ и растение-символ соответственно).

На конкурс принимаются художественные работы (рисунки) размером формата А4 (стандартный альбомный лист размером 210 на 297 мм.). Работы на Конкурс следует посылать в конверте, проложенные плотным картоном. Скручивать работы нельзя.

На обратной стороне каждого рисунка, в левом верхнем углу необходимо написать данные об авторе(-ах): Ф.И.О., место проживания автора(-ов), почтовый адрес, возраст, номер школы и класса, название работы.

5.3. К каждой работе необходимо приложить сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование в произвольной форме), объем которого должен быть не менее одной и не более трёх страниц формата А4 (стандартный шрифт 12-14 размера через 1,5 интервала). Текст может быть набран на компьютере, либо разборчиво написан от руки. В нем также нужно повторить информацию об авторе (Ф.И.О. и указать место проживания автора (-ов), возраст, название организации и класса, название работы).

5.4. Работы участникам Конкурса не возвращаются.

5.5. Организаторы не несут ответственности за потерю работ или за причиненный им ущерб при пересылке.

 

Приложение 2

Критерии оценки конкурсных работ

  1. Критерии оценки работ по номинации «Гуманитарно-экологические исследования»:
  • качество оформления: структура, наглядно-иллюстративный материал и др.;
  • применение комплексного, междисциплинарного подхода;
  • постановка цели и задач, актуальность темы и ее обоснование;
  • теоретическая проработанность темы, использование литературы;
  • обоснованность выбора методики;
  • полнота представленного материала;
  • глубина проработанности и осмысления материала;
  • значимость и обоснованность выводов;
  • практическая значимость и (или) научная новизна исследования;
  • качество оформления (структура, наглядно-иллюстративный материал.
  1. Критерии оценки разработок путеводителя или эколого-краеведческого маршрута (тропы)
  • стиль изложения, выразительность;
  • степень информативности описания;
  • использование комплексного, междисциплинарного подхода;
  • достоверность и уровень подачи сведений о природе;
  • достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений;
  • оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура);
  • качество картографического материала;
  • возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе;
  • использование авторами собранного материала в экскурсионной работе.
  1. Критерии оценок работ по номинациям «Традиционная культура»
  • соблюдение требованиям к оформлению проекта;
  • объем и глубина проработки изученного материала;
  • применение комплексного, междисциплинарного подхода;
  • соответствие содержания проекта традициям изучаемого региона;
  • техника изготовления предмета или исполнения произведения;
  • полнота и точность воспроизведения;
  • соответствие стиля подачи материала представляемой традиции;
  • качество оформления материалов:
  • фотографии – качество и композиционное решение;
  • видеофрагменты – режиссура и операторская работа;
  • практическая значимость проекта.
  1. Критерии оценок работ по номинации «Живой символ малой родины»:
  • соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, его соответствие требованиям к оформлению;
  • качество художественного изображения;
  • оригинальность работ;
  • информативность сопроводительного текста и качество обоснования,
  • значимость объекта и обоснованность выбора, соответствие символа природным особенностям местности и культурно-историческим традициям населения;
  • научность представленного материала;
  • стилистика сопроводительного текста: художественность, образность, эмоциональность и убедительность;
  • перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, эмблемах, в рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений, различных мероприятий, изделий местной промышленности, в средствах массовой информации, на сувенирах и значках, в туристическом бизнесе и т. д.
  • применение комплексного междисциплинарного подхода.
WordPress Lessons